ИСПОВЕДЬ

Чин исповеди

 1. Мы пришли исповедать грехи. А что такое грех? Грех есть нарушение воли Божией, которая открыта нам в зако­не Божием. При крещении мы давали обеты: отречься от сатаны и всех дел его и сочетаться со Христом; мы обеща­ли жить по заповедям Божиим и удаляться виновника зла и нарушителя Божественной воли, т.е. диавола и его злых дел.

Когда мы грешим, то уклоняемся к врагу и неволь­но делаемся заодно с ним врагами Божиими. Грех производит в нас:

• ослепления ума;

• развращение воли;

• искажение совести;

• растление тела.

Такое состояние может привести нас к вечному му­чению вместе с диаволом.

2. Средством примирения с Богом (чтобы снова стать чадами Божиими и наследниками райскаго блаженства) является покаяние.

Покаяние состоит:

1) в познании своих грехов и в чистосердечном рас­каянии в них;

2) в оплакивании грехов и намерении больше не гре­шить;

3) в исповедании грехов перед духовником.

Для того, чтобы получить прощение грехов от Бога, необходимо:

1) простить от всего сердца обиды ближним и при­мириться с ними;

2) верить, что всякий грех, исповеданный с сокруше­нием, прощается, а намеренно скрытый не только не прощается, но вменяется сугубо (вдвойне).

Всякий говорит о себе и чувствует, что он грешен, но смутно и неопределенно. И страшное дело, когда кто ни одного греха не может осознать в себе, а на вопросы духовника, не отдавая себе отчета, механически гово­рит: грешен.

Это не исповедь, а празднословие, даже почти ко­щунство над таинством.

Покаяние требует определенно разъяснить себе, что именно в нас нечисто и грешно, и в какой мере; узнать свои грехи ясно и раздельно, как бы численно. Для этого надо сопоставить жизнь свою с законом Божиим и рас­смотреть — в чем она сходна с ним и в чем не сходна.

 

Исповедь по десяти заповедям,

данным Господом пророку Боговидцу Моисею

 1. Первая заповедь закона Божия повелевает: ВЕ­РОВАТЬ БОГУ И ПОЧИТАТЬ ЕГО.

Согрешили: маловерием, неверием, сомнением, от­чаянием в своем спасении, надеждою на себя и на людей более, чем на Бога (излишней надеждой на милосердие Божие), забвением о правосудии Божием, т.е. не­раскаянностью.

Непокорностью воле Божией и распоряжениям Про­мысла Божия.

Упорным желанием, чтобы все было по-моему.

Нетерпеливостью и ропотом, когда что делается не по моему желанию.

Человекоугодием и пристрастною любовью к людям, твари, вещам, занятиям.

Нежеланием и небрежением раскрыть в себе память о Боге и о воле Его, о вере в Него, благоговении и страхе пред Ним, надежде на Него, преданности воле Его и послушании Ему, любви к Нему, стремлении к Нему всем существом и ревности о славе Его. Богоотступниче­ством. Неимением любви к Богу…

2. Вторая заповедь «НЕ СОТВОРИ СЕБЕ КУМИРА», т.е. вымыш­ленного бога-идола.

Согрешили: гордостью, тщеславием, самолюбием, сластолюбием, корыстолюбием, лицемерием, чревоуго­дием, объядением, сладострастием, раболепством духу времени и мирским обычаям против совести, с наруше­нием заповедей Божиих, пьянством, тайноядением.

3. Третья заповедь «НЕ ПРОИЗНОСИ ИМЕНИ ГОСПОДА БОГА ТВОЕГО НАПРАСНО».

Согрешили: богохульством, кощунством, божбою, клятвою, нарушением клятвы, проклинали себя и дру­гих. Нарушением обетов, неуважением к благочестию и благочестивым людям. Презрением, насмешками над ними. Стыдливостью показаться набожным христианином, празднословием. Произносили в поговорках имя Божие, забывая о том, что «Господь не оставит без нака­зания того, кто произносит имя Его напрасно» (Исх. 20:7).

4. Четвертая заповедь повелевает ПОЧИТАТЬ ПРАЗДНИЧНЫЕ ДНИ.

Согрешили: непочитанием праздников, непосеще­нием храма по лености. Леностью к молитве и чтению Слова Божия и святых книг. Неблагоговейным стояни­ем в церкви и невниманием к чтению и пению, блужда­нием помыслов, разговорами и смехом в церкви. Остав­лением утренних, вечерних и других молитв.

Утаиванием грехов на исповеди и небрежением о должном приготовлении к причащению Святых Таин.

Неуважением к священным местам, небрежным изо­бражением на себе крестного знамения.

Несоблюдением постов по уставу Церкви.

Леностью к труду и недобросовестным исполнени­ем порученных работ и дел по должности.

Потерей многого времени попусту в праздности, рас­сеянности, забавах, пиршествах. Посещением гуляний, театра, кино под великие праздники.

5. Пятая заповедь «ПОЧИТАЙ ОТЦА ТВОЕГО И МАТЬ ТВОЮ, ЧТОБЫ ПРОДЛИЛИСЬ ДНИ ТВОИ НА ЗЕМЛЕ».

Согрешили: непочитанием родителей и сродников. Неуважением к старшим. Неблагодарностью к благоде­телям.

Беззаботностью о воспитании детей, потворством или строптивым обращением с ними, нерадением о благосостоянии их и жестокими поступками с ними.

6. Шестая заповедь «НЕ УБИЙ».

Согрешили: нравственным или физическим убий­ством себя или другого. Притеснением и лишением средств к жизни ближнего. Неподаянием помощи к сохранению жизни ближнего от преждевременной смерти. Гневом, оскорблением, злословием, ненавистью, вредительством, враждой, злопамятством. Соблазном на грех. Бездеятельностью, пресыщением, упорным сопротивлением истине. Ожесточением в грехах. Мстили за зло. Совершенною нераскаянностью. Мучили и уби­вали животных Неприучением себя не только никого не оскорблять, но и обходиться со всеми кротко, вежли­во, дружелюбно, назидательно, с гневающимся прими­ряться, обиды терпеть и прощать, благотворить всем, даже врагам

7. Седьмая заповедь «НЕ ПРЕЛЮБОДЕЙСТВУЙ».

Согрешили: сквернословием, чтением безнравственных книг, рассматриванием нецеломудренных кар­тин и действий, вожделением, сводничеством, кокет­ством, блудом, прелюбодейством (этого рода грехи го­ворят духовникам особо и только наедине).

8. Восьмая заповедь «НЕ КРАДИ».

Согрешили: воровством, обманом, тунеядством, ли­хоимством, немилосердием к бедным, скупостью, пьян­ством, расточительством, игрой в карты и другие азарт­ные игры, роскошью, нечестностью, несправедливо­стью, жестокосердием, жадностью, сребролюбием.

9. Девятая заповедь «НЕ ПРОИЗНОСИ ЛОЖНОГО СВИДЕТЕЛЬСТВА НА БЛИЖНЕГО ТВОЕГО».

Согрешили: ложным свидетельством, оклеветанием, разглашением грехов ближних, подозрительностью, осуждением и хвалами, пересудами, сомнением в чести ближних, двоедушием, сплетнями, насмешками, непри­стойными шутками, ложью, лукавством, лестью, непря­модушием, неискренностью.

10. Десятая заповедь «НЕ ЖЕЛАЙ ЖЕНЫ БЛИЖНЕГО ТВОЕГО… НИЧЕГО, ЧТО ЕСТЬ У БЛИЖНЕГО ТВОЕГО».

Согрешили: худыми желаниями, помыслами, завистью.

 

Исповедь по заповедям Блаженств

1. Не имели нищеты духа и смирения.

2. Не имели сознания своей греховности, сокруше­ния и плача о своих грехах.

3. Не жили по правде Божией и не искали ее.

4. Были немилосердны.

5. Были нечисты сердцем.

6. Не были миротворцами. Не прекращали ссор меж­ду людьми.

7-8. Не желали терпеть ради Господа ни поношений, ни гонений.

Итак, видим в себе, что все заповеди Божий, а вмес­те и обеты крещения нами нарушены.

Вся сущность закона Божия заключается в любви к Богу и ближним, а мы видим в себе совершенно иное.

1. Не имели любви к Богу.

2. Ненавидели ближнего.

3. Не верили Слову Божию.

4. Были горды и себялюбивы.

Будем же с сокрушением сердца каяться Господу.

 

Краткие вопросы на исповеди,

составленные прот. Григорием Дьяченко По плану 10 заповедей:

(См. Дьяченко Гр. Свящ.Ежедневноепоучениео Слове Божием. Т. 3)

1. Первая заповедь: «Аз есмь Господь Бог твой: да не будут тебе бозиинии разве Мене…»

Подумай: действительно ли ты не любишь никого и ничего столько, как Бога, никого более Бога не чтишь и не слушаешь; относишься ли к Богу с полным довери­ем, не роптал ли никогда на Бога и пр.?

2. Вторая заповедь не велит поклоняться идолам. Не служишь ли ты более мамоне, чем Богу? Своему чреву, своему самолюбию, своей гордости, любостяжа­нию, объядению, пьянству, сильным мира сего до заб­вения Бога и т.д.?

3. Третья заповедь гласит: не произноси имени Гос­пода, Бога твоего, напрасно.

А ты не употребляешь ли Имя Божие часто в шуточ­ных разговорах и вообще без всякого благоговения? Не осеняешь ли себя крестным знамением безо всякой мысли о распятом за нас Господе, кое-как и иногда шутя? Не молишься ли Богу одними устами — холодно, рассе­янно, а не сердцем и всею душою?

4. Четвертая заповедь повелевает чтить празднич­ные дни.

Как ты их проводишь? Не имеешь ли привычки ра­ботать по праздникам? Но в праздничные дни мало того, что не надо работать, а и проводить их следует в святос­ти, в богомыслии, в чтении слова Божия и духовных книг, в молитве, в творении милостыни, в посещениях боль­ных и облегчении их участи и т.п. Наблюдаешь ли за этим?

5. Пятая заповедь: чти отца твоего и матерь твою…

Здесь припомни всю твою семейную жизнь с роди­телями, братьями, детьми, затем перейди к обществен­ной и церковной жизни, насколько ты исправен в ис­полнении обязанностей, предан духовным отцам, в от­ношении к крестному отцу и матери и своим крестни­кам исполняешь ли свои обязанности? Широка эта за­поведь. Не виновен ли ты в чем против нее?

6. Шестая заповедь: «Не убий».

«Не виновен я против нее», — говоришь ты себе. Да, пусть ты не убил никого. Но разве только делом можно убить человека? Бывает и слово клеветы, осуждения, ненависти и презрения хуже ножа. Можно сделаться убийцей другого и таким образом: человек страдает в нужде, мучится, рвется изо всех сил, и уже больной все же идет на работу; ты мог бы помочь ему, но не по­мог, и он от перенапряжения умер. Кто его убийца? По закону совести и ты виновен в его смерти. Ты должен был, если не сам, то через людей помочь ему — и он жил бы еще. Итак, если ты не оказал сострадания несчастному, не утешил печальных, не помог ближнему, не наставил на путь истины и добра заблуждающихся, не отвратил от соблазна, а, может быть, и сам погубил чью-либо душу грехом соблазна, то ты без сомнения, к великому несчастью, виновен и против 6-й заповеди закона Божия, запрещающей убийство. Можешь ли сказать, что ты не согрешил против нее?

7 Седьмая заповедь запрещает вообще всякую плотскую нечистоту…

Сюда же относятся разные нескромные игры и шут­ки, непристойные песни, душевредное чтение, страсть к нарядам и театральным зрелищам. Не виновен ли ты в этом?

8. Восьмая заповедь: «Не укради».

Ты не вор, это так. Но всякий обман, подлог, утайка — тоже воровство. Скажу более, к разряду воров долж­ны быть причислены и все, кто так или иначе живет на чужой счет, тунеядцы, люди, промышляющие разной легкой наживой, немилосердные, скупые всех родов и видов, расточительные домохозяева, разоряющие через то свои семьи и т.д. Не виновен ли ты в этом?

9. А против девятой заповеди и тем более кто из нас не безответен? «Не послушествуй на друга твоего сви­детельства ложна», — говорит Господь. Кто из нас не сказал ни разу лишнего слова про другого? А двоедушие, сплетни, пересуды?

10. И против 10-й заповеди кто из нас чист? Кто чужд зависти? Кто чужд нечистых, корыстолюбивых и пре­любодейных желаний? Не согрешил ли ты и против этой заповеди?

 

По плану девяти евангельских заповедей

Исполняете ли вы евангельские заповеди? Заботитесь ли украсить себя евангельскими добродетеля­ми?

1. Стараетесь ли воспитывать в себе чувство смире­ния, сознание собственного недостоинства?

2. Скорбите ли слезно о своих грехах и слабостях?

3. В обращении с ближними всегда ли были и ста­раетесь быть кроткими?

4. Жаждете ли святости и высшей праведности?

5. Внимательны ли к нуждам ближних? Считаете ли себя обязанными помогать нуждающимся, утешать пе­чальных, посещать больных, вразумлять неразумных и вообще быть ко всем милосердными?

6. О чистоте сердца прилагаете ли старание? Не пи­таете ли в сердце зависти и дурных пожеланий?

7. Заботитесь ли об умиротворении враждующих?

8. Готовы ли претерпеть за правду хотя бы легкие скорби?

9. Любите ли вы Господа Иисуса настолько, чтобы за Него идти даже на смерть?

 

Вопросы по плану 9 церковных заповедей

1. Молишься ли ты Богу утром и вечером с сокру­шением и умилением сердца, без холодности, без рав­нодушия, без рассеянности, но как бы стоя лицом к лицу пред Престолом Божиим? Ходишь ли ты для молитвы в воскресные и праздничные дни в храм Божий — место особенного благодатного присутствия Божия?

2. Постишься ли по уставу Церкви? Соединяешь ли пост телесный сдуховным, т.е. с обузданием страстей, с воздержанием от дурных при­вычек?

3. Уважаешь ли пастырей Церкви, как слуг Христо­вых? Просишь ли их советов относительно направле­ния твоей жизни на путь спасения?

4. Часто ли приступаешь к святым таинствам Пока­яния и Причащения? С достойным ли приготовлением пользуешься этими спасительными средствами? Пола­гаешь ли начало исправления жизни после принятия этих таинств?

5. Не увлекался ли сочинениями, враждебными сло­ву Божию и учению Церкви?

6. Молишься ли за всех православных христиан, как живых, так и умерших?

7. Принимаешь ли сердечное участие в молитвах Церкви?

8. Не согрешил ли мыслию, словом или делом про­тив 8-й заповеди церковной, запрещающей удерживать, утаивать или похищать что-либо принадлежащее церк­ви?

9. Не посещал ли нескромных увеселительных об­ществ, которые пробуждают нецеломудренные мысли и чувства? Особенно же не был ли в этих увеселительных местах накануне воскресных и праздничных дней, каковые должно освящать молитвою и делами благотворения?

 

Вопросы по плану наших обязанностей к Богу,

ближним и самим себе

 

1. По отношению к Богу.

Считаешь ли ты своим священным долгом приоб­ретать верное, отчетливое познание о Боге и о прочих истинах и предметах святой веры?

Любишь ли ты Бога более всего, всем сердцем и всей душой?

Не нарушал ли ты часто любовь и благоговение по­мыслами неверия или маловерия, холодностью или рас­сеянностью при богослужении, в храме или дома, стоя на молитве, опущением ежедневных молитв утром и вечером и даже совершенным небрежением о них?

Не прогневлял ли ты Бога невниманием к урокам, подаваемым жизнью, путями Промысла Божия?

Не огорчал ли ты Господа малодушным ропотом на якобы неправедные суды Его Промысла или неблагодарностью за благодеяния, или глумлением над предметами святой веры, над святыми угодниками Божиими, священными обрядами и церковными постановления­ми?

2. По отношению к ближним.

Любишь ли ты ближних своих, по заповеди Хрис­товой, как самого себя?

Уважаешь ли ты в них достоинство людей, во всех подобных тебе, имеющих одни с тобой нравственные силы и права на одно и то же Царствие загробной жиз­ни?

Ценишь ли ты в них высокое звание христиан, запе­чатленных даром Духа Святаго, искупленных кровию Христа, призываемых подобно тебе к наследию вечно­го блаженства?

Не смотрел ли ты на ближних, как на орудие к удов­летворению страстей, как на средство к достижению постыдных целей?

Не оскорблял ли ты их неосновательным подозре­нием или недоверием, презрением, клеветой, ненави­стью, осуждением, злопамятством, мстительностью, злорадством при их скорбях и печалях?

Не присвоил ли ты чужой собственности хищением или обманом, лихоимством или другим нечестным образом?

Не нанес ли ты вреда имуществу, чести, доброму имени и даже здоровью ближних?

 

3. По отношению к самому себе.

Дорожишь ли ты своим человеческим и христиан­ским достоинством?

Хранишь ли чистоту своей души и тела?

Удерживаешься ли от всего, что противно трезвос­ти и целомудрию?

Избегаешь ли грехов невоздержания, неумеренности в пище и питии, так воспламеняющих нечестивые стра­сти в душе и беспорядочные движения в теле?

Верен ли ты обетам, данным Богу?

Не говорил ли ты ложных, скверных и соблазнитель­ных слов?

Не употреблял ли своих очей, рук, ног и всего тела во вред себе и на пагубу другим?

Достойно ли вел себя в звании, в котором поставлен ты Промыслом Божиим?

Богатство, честь и другие дары и преимущества употреблял ли ты с пользой и достойно славы Божией?

Живешь ли ты благодатной христианской жизнью или находишься в состоянии греха, нечувствия, нераскаянности и духовной мертвости, хотя, может быть, и исповедуешься часто?

Желаешь ли искренне спасения души, т.е. осозна­ешь ли ты тяжесть греха, которым оскорбляется величие Божие, прогневляется любовь и милосердие Отца Небеснаго, попирается Святая Кровь Сына Божия, бес­честится благодать Всесвятаго Духа?

Чувствуешь ли ты всю опасность греховной жизни, которая лишает нас славы чад Божиих, изгоняет из свет­лого Царства Божия, делает душу предметом отвраще­ния святых Ангелов, забавой злых и нечистых духов?

Трепещет ли твое сердце при одной мысли об утра­те вечной жизни, о лишении царства Божия на всю веч­ность? Содрогается ли все существо твое при помыш­лении о нескончаемой вечности мучений, ожидающих грешника по смерти?

 

Определение грехов по десяти заповедям

 

1-я заповедь.

Имеешь ли постоянную память о Боге и страх Бо­жий в сердце? Не колеблется ли твоя вера в Бога мало­верием, сомнением? Не сомневался ли в святых догматах Православной веры? Молишь ли Бога укрепить твою веру?

Не отчаявался ли в Божием милосердии?

Молишься ли Богу каждый день утром и вечером? Усердна ли твоя молитва?

Всегда ли, когда возможно, посещаешь церковь?

Любишь ли читать религиозно-нравственные кни­ги? Не читал ли книг, побуждающих на грех?

Заботишься ли о храме Божием?

Не прибегал ли к гаданиям?

Не забываешь ли о главном — о приготовлении к вечности и ответу перед Богом, предаваясь суете, лени, удовольствиям, беспечности?

 

2-я заповедь.

На первом ли месте у тебя Бог? Может быть, не Бог у тебя на первом месте, а что-либо иное, например, собира­ние денег, приобретение лишнего имущества, удовольствия, развлечения, пища, напитки, модная одежда, украшения, стремление обращать на себя внимание, получать похвалы, проводить время в рассеянии, в пустых разговорах?

Не отвлекает ли тебя от Бога чрезмерное увлечение телевизором, радио, кино, театром, картами и т.д.?

Может быть, из-за забот о себе, о своей семье, ты совсем забываешь Бога, не угождаешь ему и не исполняешь требований Матери-Церкви?

Если так, то значит, служишь ты своему кумиру, сво­ему идолу, значит у тебя па первом месте он, а не Бог.

Может быть, искусство, спорт, наука занимают у тебя первое место? Может быть, какая-нибудь страсть (сребролюбие, чревоугодие, плотская любовь и др.) завладе­ла твоим сердцем? Не делаешь ли из себя «кумира» по гордости, по эгоизму? Проверь себя.

 

3-я заповедь.

Не божился ли в обыкновенных житейских разгово­рах, не употреблял ли без благоговения Имя Божие, не обращал ли Его в шутку?

Не роптал ли на Бога?

Не нарушил ли клятву? Не унывал ли?

Не бывает ли рассеянна твоя молитва?

 

4-я заповедь.

Не нарушаешь ли святости воскресных дней и цер­ковных великих праздников?

Не работаешь ли в эти дни ради прибыли, выгоды?

Вместо праздничных богослужений не проводил ли время на каком-либо увеселении?

Аккуратно ли посещаешь церковь? Не опаздываешь ли к службе? Посещаешь ли больных в праздники?

Не нарушал ли постов? Не упивался ли спиртными напитками?

 

5-я заповедь.

Не было ли случаев непочтительного отношения к родителям, невнимательного отношения к их советам, их ласкам? Заботился ли о них в их болезнях, в старо­сти?

Если умерли твои родители, часто ли молишься об упокоении их душ в церкви и в домашней молитве?

Не было ли случаев непочтительного отношения к пастырям Церкви?

Не осуждал ли их? Не озлоблялся ли на них, когда они напоминали о вечности, о приготовлении к ней, о спасении души, о грехах? Когда они призывали к повиновению Церкви и ее уставам?

Не оскорбил ли кого из людей старше себя?

6-я заповедь.

Ты никого не убил физически в прямом и букваль­ном смысле, но, может быть, стал причиной смерти кого-либо косвенным образом: мог помочь бедному или боль­ному и не сделал этого, алчущего не накормил, жажду­щего не напоил, странника не принял, нагого не одел, больного и находящегося в темнице не посетил (Мф. 25, 34-46).

Не совершил ли ты духовного убийства, т.е. не со­вратил ли кого с доброго пути жизни?

Не соблазнил ли на грех?

Не убил ли кого духовно проявлением злобы и не­нависти к нему?

Прощаешь ли обижающим тебя? Не таишь ли долго злобу в сердце и обиду?

Винишь ли во всем себя или только других?

 

7-я заповедь.

Не сожительствовал ли с лицом другого пола, находясь с ним в плотских отношениях, без церковного брака или довольствуясь только гражданским браком? Не упорствуешь ли в этом, уклоняясь от церковного брака?

Не позволяешь ли себе легкомысленно обращаться с лицом другого пола?

Не оскверняешься ли, допуская себя предаваться нечистым развратным мыслям и вожделениям, чтени­ем соблазнительных книг, рассматриванием картин, побуждающих ко греху?

Из слов, сказанных прп. Феодоре Ангелом при про­хождении ею мытарств, известно, что более всего гибнет людей из-за нарушения 7-й заповеди, так как люди сты­дятся исповедовать свои грехи против этой заповеди. После прохождения преподобной Феодорой 16, 17, 18 мытарств, Ангел сказал ей: «Ты видела страшные, отвра­тительные блудные мытарства, знай, что редкая душа ми­нует их свободно, весь мир погружен во зло соблазнов и скверн, все люди сластолюбивы. Большая часть, дошедши сюда, гибнет: лютые истязатели блудных грехов по­хищают души блудников и низводят их во ад.

Будь же мужествен, христианин, и покайся, пока жив, пока еще не поздно.

 

8-я заповедь.

Не присваивал ли себе чужой собственности прямым или косвенным образом (обманом, разными хит­ростями, комбинациями)?

Не пристращался ли чрезмерно к земным благам, не желая ими делиться с другими, нуждающимися в них?

Не овладевает ли твоею душою скупость? Не при­нимал ли краденого?

 

9-я заповедь.

Не клеветал ли на твоего ближнего? Не осуждал ли часто других, злословил, поносил за их грехи, имеющи­еся или только кажущиеся пороки?

Не любишь ли слушать о ком-либо дурную молву, а потом охотно разносишь ее, увлекаясь всякими сплетнями, пересудами, празднословием? Не прибегаешь ли хотя бы иногда ко лжи, неправде?

 

10-я заповедь

Не завидуешь ли другим? Если ты завидуешь тому, что есть хорошего и ценного у других людей, то это чув­ство может довести тебя до какого-либо тяжкого пре­ступления. Зависть всегда приводит к злобе и ненави­сти и способна довести человека до самых безумных поступков.

Над всеми этими грехами стоит гордость — началь­ница и родительница всех греховных страстей. Гордость, тщеславие более всего мешают нам видеть свои грехи, сознавать их и исповедовать.

Современные люди не хотят каяться в своих грехах именно потому, что они гордо и надменно считают себя всегда и во всем правыми; или, по крайней мере, жела­ют, чтобы их считали таковыми. Это и мешает им ви­деть в себе недостатки — грехи.

Проверь себя, помолись Господу Богу, чтобы откры­лись тебе грехи твоей души и потом чистосердечно их исповедай.

 

Исповедь по мытарствам

1-е мытарство: «грех словом» (языка). Праздносло­вие, многоглаголание, пустословие, насмешки, кощун­ство, смех. Сюда же относятся грехи: злые и нескромные шутки, пресыщение чрева, неумеренное употреб­ление вина, страстные лобзания.

2-е мытарство: «ложь». Всякая ложь и клятвопре­ступление, призывание имени Божия всуе, неисполне­ние обетов, данных Богу, утаивание грехов на исповеди.

3-е мытарство: «клевета». Оклеветание ближнего, осуждение, уничижение, обесславление его, ругательства, насмешки, забвение собственных согрешений и недостатков, невнимание к ним.

4-е мытарство: «чревоугодие». Объядение, пьянство, безвременное и тайное ядение и без молитвы, на­рушение постов, сластолюбие, пресыщение; словом, все роды угождения чреву.

5-е мытарство: «леность». Грехи от беспечности: ле­ность и нерадение в служении Богу, уныние, оставление церковных и домашних молитв. Тунеядство и ис­полнение своих обязанностей с небрежением.

6-е мытарство: «воровство». Грехи, совершенные против чужого имения, всякого рода хищения и воров­ство, грубое, явное, тайное, при помощи хитрости, бла­говидное и с насилием.

7-е мытарство: «сребролюбие и скупость».

8-е мытарство: «лихоимство». Присвоение чужого.

9-е мытарство: «неправды». Неправды всякого рода.

10-е мытарство: «зависть». Досада, ненависть (гре­хи зрения).

11-е мытарство: «гордость». Гордость, тщеславие, самомнение, презрение, величание.

12-е мытарство: «ярость и гнев». Запальчивость, же­стокосердие, злоба.

13-е мытарство: «злопомнение и памятозлобие».

14-е мытарство: «убийство». Отравление ядом и проч.

15-е мытарство: «чародейство». Волхвование, наговоры, призывание бесов.

16-е мытарство: «блуд». Нечистые слова, мысли, же­лания и дела.

17-е мытарство: «прелюбодеяние». Несохранение супружеской верности, блудные падения лиц, посвятивших себя Богу.

18-е мытарство: «содомский грех». Противоесте­ственные грехи, кровосмешение.

19-е мытарство: «ересь». Ложное мудрование о вере, сомнение в вере, отступничество от православной веры.

20-е мытарство: «немилосердие и жестокосердие».

 

Исповедь, составленная в Оптиной пустыни

(Рекомендовано для юношей старше 14 лет)

Исповедаю Господу Богу Вседержителю, во Святей Троице славимому и покланяемому Отцу и Сыну, и Свя­тому Духу, о всех моих грехах.

Исповедаю, во грехах зачатый, во грехах рожденный, во грехах воспитанный и от самого крещения до сего времени живущий во грехах.

Исповедаю, что согрешил я против всех заповедей Божиих маловерием и неверием, сомнением и вольным мнением, суеверием, гаданием, самонадеянностью, нерадением, отчаянием в своем спасении, надеждою на самого себя и на людей более, чем на Бога.

Забвением о правосудии Божием и неимением дос­таточной преданности воле Божией.

Непокорностью к распоряжениям Промысла Божия.

Упорным желанием, чтобы все было «по-моему».

Человекоугодием и пристрастною любовью к тва­ри.

Нестаранием раскрыть в себе полного познания Бога и воли Его, веры в Него, благоговения к Нему, страха, пред Ним, надежды на Него, любви к Нему и ревности о славе Его.

 

Согрешил: порабощением себя страстям сластолю­бию, корыстолюбию, гордости, самолюбию, тщеславию, раболепству духу времени, мирским обычаям против совести, с нарушением заповедей Божиих, любостя­жанию, чревоугодию, лакомству, объядению, пьянству.

Согрешил: божбою, ложною клятвою, нарушени­ем клятвы, неисполнением обетов, принуждением дру­гих к божбе, клятве, неуважением к святыне и благочес­тию, хулению на Бога, на святых и на всякую святыню, богохульством, кощунством, призыванием Имени Божия всуе, в худых делах, желаниях, шутках и забавах.

Согрешил: непочитанием праздников и занятиями, уничижающими честь праздников, неблагоговейным стоянием в церкви, разговорами и смехом, леностью к молитве и к чтению Священного Писания, оставлением утренних и вечерних молитв, утаиванием грехов на ис­поведи, нестаранием о должном приготовлении к причастию Святых Тайн, неуважением к священным пред­метам и небрежным изображением на себе крестного знамения, несоблюдением постов по уставу Церкви, ле­ностью к труду и недобросовестным исполнением по­рученных работ и дел по долгу службы, потерей много­го времени напрасно, в праздности, рассеянности.

Согрешил: непочитанием родителей и начальников, неуважением старших, пастырей духовных и учителей.

Согрешил: напрасным гневом, оскорблением ближ­них, ненавистью, причинением вреда ближнему, враж­дою, злопамятством, соблазном, советом на грех, под­жигательством, несохранением человека от смерти, от­равлением, убийством (детей во чреве) или советом к сему.

Согрешил: плотскими грехами — блудом, прелю­бодеянием, сладострастием, страстными поцелуями, нечистым осязанием, засматриванием на красивые лица с вожделением.

Согрешил: сквернословием, услаждением нечисты­ми мечтами, произвольным похотным раздражением, невоздержанием в посты, воскресные и праздничные дни, кровосмешением в духовном и плотском родстве, излишним щегольством с желанием нравиться и пре­льщать других.

Согрешил: воровством, присвоением чужой соб­ственности, обманом, утаиванием найденной вещи, принятием чужой вещи, неуплачиванием долга по ложным причинам, препятствием в выгодах других, тунеядством, лихоимством, святотатством, несострадательностью к несчастным, немилосердием к бедным, скупостью, расточительностью, роскошью, игрой в карты, вообще беспорядочной жизнью, коры­столюбием, неверностью, несправедливостью, жестокосердием.

Согрешил: ложным доносом и свидетельством на суде, оклеветанием и очернением доброго имени ближнего и чести его, разглашением чужих грехов и слабостей Подозрительностью, сомнением в чести ближнего, осуждением, двоедушием, сплетнями, насмешками, остротами, ложью, лукавством, обманом, лицемерным обращением с другими, лестью, пресмыкательством пред высшими по должности и имеющи­ми преимущества и власть; болтливостью и праздно­словием.

Не имею: прямодушия, искренности, простоты, вер­ности, правдивости, уважительности, степенности, ос­торожности в словах, благоразумной молчаливости, ох­ранения и защищения чести других.

Согрешил: худыми желаниями и помышлениями, завистью, мысленным прелюбодеянием (вожделением), корыстолюбивыми и горделивыми мыслями и желаниями, своекорыстием и плотоугодием.

Не имею: любви, воздержания, целомудрия, скром­ности в словах и поступках, чистоты сердца, бескорыс­тия, нестяжательности, щедрости, милосердия, смирен­номудрия, вообще не усердно забочусь об искоренении в себе греховного расположения и об утверждении себя в добродетелях.

Согрешил: унынием, печалью, зрением, слухом, вкусом, обонянием, осязанием, похотью нечистой и всеми моими чувствами, помышлениями, словами, жела­ниями, делами и в прочих моих грехах, которые из-за беспамятства моего не упомянул.

Каюсь, что прогневал Господа Бога моего, искрен­не об этом жалею и желаю раскаяться и впредь не гре­шить и всевозможно удерживаться от грехов.

Со слезами молю Тебя, Господа Бога моего, помоги мне утвердиться в моем намерении жить по-христиан­ски, а исповеданные мои грехи прости, яко Благ и Человеколюбец.

Прошу и тебя, честный отче, в присутствии которо­го все это я исповедал, да будешь мне свидетелем в день судный против диавола, врага и ненавистника рода че­ловеческого, и да помолишься о мне грешном Господу Богу моему.

Прошу тебя, честный отче, как имеющего от Хри­ста Бога власть разрешать исповедающихся и отпускать грехи их, прости меня, разреши и помолись о мне греш­ном.

Комментирование запрещено