Чин исповеди
1. Мы пришли исповедать грехи. А что такое грех? Грех есть нарушение воли Божией, которая открыта нам в законе Божием. При крещении мы давали обеты: отречься от сатаны и всех дел его и сочетаться со Христом; мы обещали жить по заповедям Божиим и удаляться виновника зла и нарушителя Божественной воли, т.е. диавола и его злых дел.
Когда мы грешим, то уклоняемся к врагу и невольно делаемся заодно с ним врагами Божиими. Грех производит в нас:
• ослепления ума;
• развращение воли;
• искажение совести;
• растление тела.
Такое состояние может привести нас к вечному мучению вместе с диаволом.
2. Средством примирения с Богом (чтобы снова стать чадами Божиими и наследниками райскаго блаженства) является покаяние.
Покаяние состоит:
1) в познании своих грехов и в чистосердечном раскаянии в них;
2) в оплакивании грехов и намерении больше не грешить;
3) в исповедании грехов перед духовником.
Для того, чтобы получить прощение грехов от Бога, необходимо:
1) простить от всего сердца обиды ближним и примириться с ними;
2) верить, что всякий грех, исповеданный с сокрушением, прощается, а намеренно скрытый не только не прощается, но вменяется сугубо (вдвойне).
Всякий говорит о себе и чувствует, что он грешен, но смутно и неопределенно. И страшное дело, когда кто ни одного греха не может осознать в себе, а на вопросы духовника, не отдавая себе отчета, механически говорит: грешен.
Это не исповедь, а празднословие, даже почти кощунство над таинством.
Покаяние требует определенно разъяснить себе, что именно в нас нечисто и грешно, и в какой мере; узнать свои грехи ясно и раздельно, как бы численно. Для этого надо сопоставить жизнь свою с законом Божиим и рассмотреть — в чем она сходна с ним и в чем не сходна.
Исповедь по десяти заповедям,
данным Господом пророку Боговидцу Моисею
1. Первая заповедь закона Божия повелевает: ВЕРОВАТЬ БОГУ И ПОЧИТАТЬ ЕГО.
Согрешили: маловерием, неверием, сомнением, отчаянием в своем спасении, надеждою на себя и на людей более, чем на Бога (излишней надеждой на милосердие Божие), забвением о правосудии Божием, т.е. нераскаянностью.
Непокорностью воле Божией и распоряжениям Промысла Божия.
Упорным желанием, чтобы все было по-моему.
Нетерпеливостью и ропотом, когда что делается не по моему желанию.
Человекоугодием и пристрастною любовью к людям, твари, вещам, занятиям.
Нежеланием и небрежением раскрыть в себе память о Боге и о воле Его, о вере в Него, благоговении и страхе пред Ним, надежде на Него, преданности воле Его и послушании Ему, любви к Нему, стремлении к Нему всем существом и ревности о славе Его. Богоотступничеством. Неимением любви к Богу…
2. Вторая заповедь «НЕ СОТВОРИ СЕБЕ КУМИРА», т.е. вымышленного бога-идола.
Согрешили: гордостью, тщеславием, самолюбием, сластолюбием, корыстолюбием, лицемерием, чревоугодием, объядением, сладострастием, раболепством духу времени и мирским обычаям против совести, с нарушением заповедей Божиих, пьянством, тайноядением.
3. Третья заповедь «НЕ ПРОИЗНОСИ ИМЕНИ ГОСПОДА БОГА ТВОЕГО НАПРАСНО».
Согрешили: богохульством, кощунством, божбою, клятвою, нарушением клятвы, проклинали себя и других. Нарушением обетов, неуважением к благочестию и благочестивым людям. Презрением, насмешками над ними. Стыдливостью показаться набожным христианином, празднословием. Произносили в поговорках имя Божие, забывая о том, что «Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» (Исх. 20:7).
4. Четвертая заповедь повелевает ПОЧИТАТЬ ПРАЗДНИЧНЫЕ ДНИ.
Согрешили: непочитанием праздников, непосещением храма по лености. Леностью к молитве и чтению Слова Божия и святых книг. Неблагоговейным стоянием в церкви и невниманием к чтению и пению, блужданием помыслов, разговорами и смехом в церкви. Оставлением утренних, вечерних и других молитв.
Утаиванием грехов на исповеди и небрежением о должном приготовлении к причащению Святых Таин.
Неуважением к священным местам, небрежным изображением на себе крестного знамения.
Несоблюдением постов по уставу Церкви.
Леностью к труду и недобросовестным исполнением порученных работ и дел по должности.
Потерей многого времени попусту в праздности, рассеянности, забавах, пиршествах. Посещением гуляний, театра, кино под великие праздники.
5. Пятая заповедь «ПОЧИТАЙ ОТЦА ТВОЕГО И МАТЬ ТВОЮ, ЧТОБЫ ПРОДЛИЛИСЬ ДНИ ТВОИ НА ЗЕМЛЕ».
Согрешили: непочитанием родителей и сродников. Неуважением к старшим. Неблагодарностью к благодетелям.
Беззаботностью о воспитании детей, потворством или строптивым обращением с ними, нерадением о благосостоянии их и жестокими поступками с ними.
6. Шестая заповедь «НЕ УБИЙ».
Согрешили: нравственным или физическим убийством себя или другого. Притеснением и лишением средств к жизни ближнего. Неподаянием помощи к сохранению жизни ближнего от преждевременной смерти. Гневом, оскорблением, злословием, ненавистью, вредительством, враждой, злопамятством. Соблазном на грех. Бездеятельностью, пресыщением, упорным сопротивлением истине. Ожесточением в грехах. Мстили за зло. Совершенною нераскаянностью. Мучили и убивали животных Неприучением себя не только никого не оскорблять, но и обходиться со всеми кротко, вежливо, дружелюбно, назидательно, с гневающимся примиряться, обиды терпеть и прощать, благотворить всем, даже врагам
7. Седьмая заповедь «НЕ ПРЕЛЮБОДЕЙСТВУЙ».
Согрешили: сквернословием, чтением безнравственных книг, рассматриванием нецеломудренных картин и действий, вожделением, сводничеством, кокетством, блудом, прелюбодейством (этого рода грехи говорят духовникам особо и только наедине).
8. Восьмая заповедь «НЕ КРАДИ».
Согрешили: воровством, обманом, тунеядством, лихоимством, немилосердием к бедным, скупостью, пьянством, расточительством, игрой в карты и другие азартные игры, роскошью, нечестностью, несправедливостью, жестокосердием, жадностью, сребролюбием.
9. Девятая заповедь «НЕ ПРОИЗНОСИ ЛОЖНОГО СВИДЕТЕЛЬСТВА НА БЛИЖНЕГО ТВОЕГО».
Согрешили: ложным свидетельством, оклеветанием, разглашением грехов ближних, подозрительностью, осуждением и хвалами, пересудами, сомнением в чести ближних, двоедушием, сплетнями, насмешками, непристойными шутками, ложью, лукавством, лестью, непрямодушием, неискренностью.
10. Десятая заповедь «НЕ ЖЕЛАЙ ЖЕНЫ БЛИЖНЕГО ТВОЕГО… НИЧЕГО, ЧТО ЕСТЬ У БЛИЖНЕГО ТВОЕГО».
Согрешили: худыми желаниями, помыслами, завистью.
Исповедь по заповедям Блаженств
1. Не имели нищеты духа и смирения.
2. Не имели сознания своей греховности, сокрушения и плача о своих грехах.
3. Не жили по правде Божией и не искали ее.
4. Были немилосердны.
5. Были нечисты сердцем.
6. Не были миротворцами. Не прекращали ссор между людьми.
7-8. Не желали терпеть ради Господа ни поношений, ни гонений.
Итак, видим в себе, что все заповеди Божий, а вместе и обеты крещения нами нарушены.
Вся сущность закона Божия заключается в любви к Богу и ближним, а мы видим в себе совершенно иное.
1. Не имели любви к Богу.
2. Ненавидели ближнего.
3. Не верили Слову Божию.
4. Были горды и себялюбивы.
Будем же с сокрушением сердца каяться Господу.
Краткие вопросы на исповеди,
составленные прот. Григорием Дьяченко По плану 10 заповедей:
(См. Дьяченко Гр. Свящ.Ежедневноепоучениео Слове Божием. Т. 3)
1. Первая заповедь: «Аз есмь Господь Бог твой: да не будут тебе бозиинии разве Мене…»
Подумай: действительно ли ты не любишь никого и ничего столько, как Бога, никого более Бога не чтишь и не слушаешь; относишься ли к Богу с полным доверием, не роптал ли никогда на Бога и пр.?
2. Вторая заповедь не велит поклоняться идолам. Не служишь ли ты более мамоне, чем Богу? Своему чреву, своему самолюбию, своей гордости, любостяжанию, объядению, пьянству, сильным мира сего до забвения Бога и т.д.?
3. Третья заповедь гласит: не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.
А ты не употребляешь ли Имя Божие часто в шуточных разговорах и вообще без всякого благоговения? Не осеняешь ли себя крестным знамением безо всякой мысли о распятом за нас Господе, кое-как и иногда шутя? Не молишься ли Богу одними устами — холодно, рассеянно, а не сердцем и всею душою?
4. Четвертая заповедь повелевает чтить праздничные дни.
Как ты их проводишь? Не имеешь ли привычки работать по праздникам? Но в праздничные дни мало того, что не надо работать, а и проводить их следует в святости, в богомыслии, в чтении слова Божия и духовных книг, в молитве, в творении милостыни, в посещениях больных и облегчении их участи и т.п. Наблюдаешь ли за этим?
5. Пятая заповедь: чти отца твоего и матерь твою…
Здесь припомни всю твою семейную жизнь с родителями, братьями, детьми, затем перейди к общественной и церковной жизни, насколько ты исправен в исполнении обязанностей, предан духовным отцам, в отношении к крестному отцу и матери и своим крестникам исполняешь ли свои обязанности? Широка эта заповедь. Не виновен ли ты в чем против нее?
6. Шестая заповедь: «Не убий».
«Не виновен я против нее», — говоришь ты себе. Да, пусть ты не убил никого. Но разве только делом можно убить человека? Бывает и слово клеветы, осуждения, ненависти и презрения хуже ножа. Можно сделаться убийцей другого и таким образом: человек страдает в нужде, мучится, рвется изо всех сил, и уже больной все же идет на работу; ты мог бы помочь ему, но не помог, и он от перенапряжения умер. Кто его убийца? По закону совести и ты виновен в его смерти. Ты должен был, если не сам, то через людей помочь ему — и он жил бы еще. Итак, если ты не оказал сострадания несчастному, не утешил печальных, не помог ближнему, не наставил на путь истины и добра заблуждающихся, не отвратил от соблазна, а, может быть, и сам погубил чью-либо душу грехом соблазна, то ты без сомнения, к великому несчастью, виновен и против 6-й заповеди закона Божия, запрещающей убийство. Можешь ли сказать, что ты не согрешил против нее?
7 Седьмая заповедь запрещает вообще всякую плотскую нечистоту…
Сюда же относятся разные нескромные игры и шутки, непристойные песни, душевредное чтение, страсть к нарядам и театральным зрелищам. Не виновен ли ты в этом?
8. Восьмая заповедь: «Не укради».
Ты не вор, это так. Но всякий обман, подлог, утайка — тоже воровство. Скажу более, к разряду воров должны быть причислены и все, кто так или иначе живет на чужой счет, тунеядцы, люди, промышляющие разной легкой наживой, немилосердные, скупые всех родов и видов, расточительные домохозяева, разоряющие через то свои семьи и т.д. Не виновен ли ты в этом?
9. А против девятой заповеди и тем более кто из нас не безответен? «Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна», — говорит Господь. Кто из нас не сказал ни разу лишнего слова про другого? А двоедушие, сплетни, пересуды?
10. И против 10-й заповеди кто из нас чист? Кто чужд зависти? Кто чужд нечистых, корыстолюбивых и прелюбодейных желаний? Не согрешил ли ты и против этой заповеди?
По плану девяти евангельских заповедей
Исполняете ли вы евангельские заповеди? Заботитесь ли украсить себя евангельскими добродетелями?
1. Стараетесь ли воспитывать в себе чувство смирения, сознание собственного недостоинства?
2. Скорбите ли слезно о своих грехах и слабостях?
3. В обращении с ближними всегда ли были и стараетесь быть кроткими?
4. Жаждете ли святости и высшей праведности?
5. Внимательны ли к нуждам ближних? Считаете ли себя обязанными помогать нуждающимся, утешать печальных, посещать больных, вразумлять неразумных и вообще быть ко всем милосердными?
6. О чистоте сердца прилагаете ли старание? Не питаете ли в сердце зависти и дурных пожеланий?
7. Заботитесь ли об умиротворении враждующих?
8. Готовы ли претерпеть за правду хотя бы легкие скорби?
9. Любите ли вы Господа Иисуса настолько, чтобы за Него идти даже на смерть?
Вопросы по плану 9 церковных заповедей
1. Молишься ли ты Богу утром и вечером с сокрушением и умилением сердца, без холодности, без равнодушия, без рассеянности, но как бы стоя лицом к лицу пред Престолом Божиим? Ходишь ли ты для молитвы в воскресные и праздничные дни в храм Божий — место особенного благодатного присутствия Божия?
2. Постишься ли по уставу Церкви? Соединяешь ли пост телесный сдуховным, т.е. с обузданием страстей, с воздержанием от дурных привычек?
3. Уважаешь ли пастырей Церкви, как слуг Христовых? Просишь ли их советов относительно направления твоей жизни на путь спасения?
4. Часто ли приступаешь к святым таинствам Покаяния и Причащения? С достойным ли приготовлением пользуешься этими спасительными средствами? Полагаешь ли начало исправления жизни после принятия этих таинств?
5. Не увлекался ли сочинениями, враждебными слову Божию и учению Церкви?
6. Молишься ли за всех православных христиан, как живых, так и умерших?
7. Принимаешь ли сердечное участие в молитвах Церкви?
8. Не согрешил ли мыслию, словом или делом против 8-й заповеди церковной, запрещающей удерживать, утаивать или похищать что-либо принадлежащее церкви?
9. Не посещал ли нескромных увеселительных обществ, которые пробуждают нецеломудренные мысли и чувства? Особенно же не был ли в этих увеселительных местах накануне воскресных и праздничных дней, каковые должно освящать молитвою и делами благотворения?
Вопросы по плану наших обязанностей к Богу,
ближним и самим себе
1. По отношению к Богу.
Считаешь ли ты своим священным долгом приобретать верное, отчетливое познание о Боге и о прочих истинах и предметах святой веры?
Любишь ли ты Бога более всего, всем сердцем и всей душой?
Не нарушал ли ты часто любовь и благоговение помыслами неверия или маловерия, холодностью или рассеянностью при богослужении, в храме или дома, стоя на молитве, опущением ежедневных молитв утром и вечером и даже совершенным небрежением о них?
Не прогневлял ли ты Бога невниманием к урокам, подаваемым жизнью, путями Промысла Божия?
Не огорчал ли ты Господа малодушным ропотом на якобы неправедные суды Его Промысла или неблагодарностью за благодеяния, или глумлением над предметами святой веры, над святыми угодниками Божиими, священными обрядами и церковными постановлениями?
2. По отношению к ближним.
Любишь ли ты ближних своих, по заповеди Христовой, как самого себя?
Уважаешь ли ты в них достоинство людей, во всех подобных тебе, имеющих одни с тобой нравственные силы и права на одно и то же Царствие загробной жизни?
Ценишь ли ты в них высокое звание христиан, запечатленных даром Духа Святаго, искупленных кровию Христа, призываемых подобно тебе к наследию вечного блаженства?
Не смотрел ли ты на ближних, как на орудие к удовлетворению страстей, как на средство к достижению постыдных целей?
Не оскорблял ли ты их неосновательным подозрением или недоверием, презрением, клеветой, ненавистью, осуждением, злопамятством, мстительностью, злорадством при их скорбях и печалях?
Не присвоил ли ты чужой собственности хищением или обманом, лихоимством или другим нечестным образом?
Не нанес ли ты вреда имуществу, чести, доброму имени и даже здоровью ближних?
3. По отношению к самому себе.
Дорожишь ли ты своим человеческим и христианским достоинством?
Хранишь ли чистоту своей души и тела?
Удерживаешься ли от всего, что противно трезвости и целомудрию?
Избегаешь ли грехов невоздержания, неумеренности в пище и питии, так воспламеняющих нечестивые страсти в душе и беспорядочные движения в теле?
Верен ли ты обетам, данным Богу?
Не говорил ли ты ложных, скверных и соблазнительных слов?
Не употреблял ли своих очей, рук, ног и всего тела во вред себе и на пагубу другим?
Достойно ли вел себя в звании, в котором поставлен ты Промыслом Божиим?
Богатство, честь и другие дары и преимущества употреблял ли ты с пользой и достойно славы Божией?
Живешь ли ты благодатной христианской жизнью или находишься в состоянии греха, нечувствия, нераскаянности и духовной мертвости, хотя, может быть, и исповедуешься часто?
Желаешь ли искренне спасения души, т.е. осознаешь ли ты тяжесть греха, которым оскорбляется величие Божие, прогневляется любовь и милосердие Отца Небеснаго, попирается Святая Кровь Сына Божия, бесчестится благодать Всесвятаго Духа?
Чувствуешь ли ты всю опасность греховной жизни, которая лишает нас славы чад Божиих, изгоняет из светлого Царства Божия, делает душу предметом отвращения святых Ангелов, забавой злых и нечистых духов?
Трепещет ли твое сердце при одной мысли об утрате вечной жизни, о лишении царства Божия на всю вечность? Содрогается ли все существо твое при помышлении о нескончаемой вечности мучений, ожидающих грешника по смерти?
Определение грехов по десяти заповедям
1-я заповедь.
Имеешь ли постоянную память о Боге и страх Божий в сердце? Не колеблется ли твоя вера в Бога маловерием, сомнением? Не сомневался ли в святых догматах Православной веры? Молишь ли Бога укрепить твою веру?
Не отчаявался ли в Божием милосердии?
Молишься ли Богу каждый день утром и вечером? Усердна ли твоя молитва?
Всегда ли, когда возможно, посещаешь церковь?
Любишь ли читать религиозно-нравственные книги? Не читал ли книг, побуждающих на грех?
Заботишься ли о храме Божием?
Не прибегал ли к гаданиям?
Не забываешь ли о главном — о приготовлении к вечности и ответу перед Богом, предаваясь суете, лени, удовольствиям, беспечности?
2-я заповедь.
На первом ли месте у тебя Бог? Может быть, не Бог у тебя на первом месте, а что-либо иное, например, собирание денег, приобретение лишнего имущества, удовольствия, развлечения, пища, напитки, модная одежда, украшения, стремление обращать на себя внимание, получать похвалы, проводить время в рассеянии, в пустых разговорах?
Не отвлекает ли тебя от Бога чрезмерное увлечение телевизором, радио, кино, театром, картами и т.д.?
Может быть, из-за забот о себе, о своей семье, ты совсем забываешь Бога, не угождаешь ему и не исполняешь требований Матери-Церкви?
Если так, то значит, служишь ты своему кумиру, своему идолу, значит у тебя па первом месте он, а не Бог.
Может быть, искусство, спорт, наука занимают у тебя первое место? Может быть, какая-нибудь страсть (сребролюбие, чревоугодие, плотская любовь и др.) завладела твоим сердцем? Не делаешь ли из себя «кумира» по гордости, по эгоизму? Проверь себя.
3-я заповедь.
Не божился ли в обыкновенных житейских разговорах, не употреблял ли без благоговения Имя Божие, не обращал ли Его в шутку?
Не роптал ли на Бога?
Не нарушил ли клятву? Не унывал ли?
Не бывает ли рассеянна твоя молитва?
4-я заповедь.
Не нарушаешь ли святости воскресных дней и церковных великих праздников?
Не работаешь ли в эти дни ради прибыли, выгоды?
Вместо праздничных богослужений не проводил ли время на каком-либо увеселении?
Аккуратно ли посещаешь церковь? Не опаздываешь ли к службе? Посещаешь ли больных в праздники?
Не нарушал ли постов? Не упивался ли спиртными напитками?
5-я заповедь.
Не было ли случаев непочтительного отношения к родителям, невнимательного отношения к их советам, их ласкам? Заботился ли о них в их болезнях, в старости?
Если умерли твои родители, часто ли молишься об упокоении их душ в церкви и в домашней молитве?
Не было ли случаев непочтительного отношения к пастырям Церкви?
Не осуждал ли их? Не озлоблялся ли на них, когда они напоминали о вечности, о приготовлении к ней, о спасении души, о грехах? Когда они призывали к повиновению Церкви и ее уставам?
Не оскорбил ли кого из людей старше себя?
6-я заповедь.
Ты никого не убил физически в прямом и буквальном смысле, но, может быть, стал причиной смерти кого-либо косвенным образом: мог помочь бедному или больному и не сделал этого, алчущего не накормил, жаждущего не напоил, странника не принял, нагого не одел, больного и находящегося в темнице не посетил (Мф. 25, 34-46).
Не совершил ли ты духовного убийства, т.е. не совратил ли кого с доброго пути жизни?
Не соблазнил ли на грех?
Не убил ли кого духовно проявлением злобы и ненависти к нему?
Прощаешь ли обижающим тебя? Не таишь ли долго злобу в сердце и обиду?
Винишь ли во всем себя или только других?
7-я заповедь.
Не сожительствовал ли с лицом другого пола, находясь с ним в плотских отношениях, без церковного брака или довольствуясь только гражданским браком? Не упорствуешь ли в этом, уклоняясь от церковного брака?
Не позволяешь ли себе легкомысленно обращаться с лицом другого пола?
Не оскверняешься ли, допуская себя предаваться нечистым развратным мыслям и вожделениям, чтением соблазнительных книг, рассматриванием картин, побуждающих ко греху?
Из слов, сказанных прп. Феодоре Ангелом при прохождении ею мытарств, известно, что более всего гибнет людей из-за нарушения 7-й заповеди, так как люди стыдятся исповедовать свои грехи против этой заповеди. После прохождения преподобной Феодорой 16, 17, 18 мытарств, Ангел сказал ей: «Ты видела страшные, отвратительные блудные мытарства, знай, что редкая душа минует их свободно, весь мир погружен во зло соблазнов и скверн, все люди сластолюбивы. Большая часть, дошедши сюда, гибнет: лютые истязатели блудных грехов похищают души блудников и низводят их во ад.
Будь же мужествен, христианин, и покайся, пока жив, пока еще не поздно.
8-я заповедь.
Не присваивал ли себе чужой собственности прямым или косвенным образом (обманом, разными хитростями, комбинациями)?
Не пристращался ли чрезмерно к земным благам, не желая ими делиться с другими, нуждающимися в них?
Не овладевает ли твоею душою скупость? Не принимал ли краденого?
9-я заповедь.
Не клеветал ли на твоего ближнего? Не осуждал ли часто других, злословил, поносил за их грехи, имеющиеся или только кажущиеся пороки?
Не любишь ли слушать о ком-либо дурную молву, а потом охотно разносишь ее, увлекаясь всякими сплетнями, пересудами, празднословием? Не прибегаешь ли хотя бы иногда ко лжи, неправде?
10-я заповедь
Не завидуешь ли другим? Если ты завидуешь тому, что есть хорошего и ценного у других людей, то это чувство может довести тебя до какого-либо тяжкого преступления. Зависть всегда приводит к злобе и ненависти и способна довести человека до самых безумных поступков.
Над всеми этими грехами стоит гордость — начальница и родительница всех греховных страстей. Гордость, тщеславие более всего мешают нам видеть свои грехи, сознавать их и исповедовать.
Современные люди не хотят каяться в своих грехах именно потому, что они гордо и надменно считают себя всегда и во всем правыми; или, по крайней мере, желают, чтобы их считали таковыми. Это и мешает им видеть в себе недостатки — грехи.
Проверь себя, помолись Господу Богу, чтобы открылись тебе грехи твоей души и потом чистосердечно их исповедай.
Исповедь по мытарствам
1-е мытарство: «грех словом» (языка). Празднословие, многоглаголание, пустословие, насмешки, кощунство, смех. Сюда же относятся грехи: злые и нескромные шутки, пресыщение чрева, неумеренное употребление вина, страстные лобзания.
2-е мытарство: «ложь». Всякая ложь и клятвопреступление, призывание имени Божия всуе, неисполнение обетов, данных Богу, утаивание грехов на исповеди.
3-е мытарство: «клевета». Оклеветание ближнего, осуждение, уничижение, обесславление его, ругательства, насмешки, забвение собственных согрешений и недостатков, невнимание к ним.
4-е мытарство: «чревоугодие». Объядение, пьянство, безвременное и тайное ядение и без молитвы, нарушение постов, сластолюбие, пресыщение; словом, все роды угождения чреву.
5-е мытарство: «леность». Грехи от беспечности: леность и нерадение в служении Богу, уныние, оставление церковных и домашних молитв. Тунеядство и исполнение своих обязанностей с небрежением.
6-е мытарство: «воровство». Грехи, совершенные против чужого имения, всякого рода хищения и воровство, грубое, явное, тайное, при помощи хитрости, благовидное и с насилием.
7-е мытарство: «сребролюбие и скупость».
8-е мытарство: «лихоимство». Присвоение чужого.
9-е мытарство: «неправды». Неправды всякого рода.
10-е мытарство: «зависть». Досада, ненависть (грехи зрения).
11-е мытарство: «гордость». Гордость, тщеславие, самомнение, презрение, величание.
12-е мытарство: «ярость и гнев». Запальчивость, жестокосердие, злоба.
13-е мытарство: «злопомнение и памятозлобие».
14-е мытарство: «убийство». Отравление ядом и проч.
15-е мытарство: «чародейство». Волхвование, наговоры, призывание бесов.
16-е мытарство: «блуд». Нечистые слова, мысли, желания и дела.
17-е мытарство: «прелюбодеяние». Несохранение супружеской верности, блудные падения лиц, посвятивших себя Богу.
18-е мытарство: «содомский грех». Противоестественные грехи, кровосмешение.
19-е мытарство: «ересь». Ложное мудрование о вере, сомнение в вере, отступничество от православной веры.
20-е мытарство: «немилосердие и жестокосердие».
Исповедь, составленная в Оптиной пустыни
(Рекомендовано для юношей старше 14 лет)
Исповедаю Господу Богу Вседержителю, во Святей Троице славимому и покланяемому Отцу и Сыну, и Святому Духу, о всех моих грехах.
Исповедаю, во грехах зачатый, во грехах рожденный, во грехах воспитанный и от самого крещения до сего времени живущий во грехах.
Исповедаю, что согрешил я против всех заповедей Божиих маловерием и неверием, сомнением и вольным мнением, суеверием, гаданием, самонадеянностью, нерадением, отчаянием в своем спасении, надеждою на самого себя и на людей более, чем на Бога.
Забвением о правосудии Божием и неимением достаточной преданности воле Божией.
Непокорностью к распоряжениям Промысла Божия.
Упорным желанием, чтобы все было «по-моему».
Человекоугодием и пристрастною любовью к твари.
Нестаранием раскрыть в себе полного познания Бога и воли Его, веры в Него, благоговения к Нему, страха, пред Ним, надежды на Него, любви к Нему и ревности о славе Его.
Согрешил: порабощением себя страстям сластолюбию, корыстолюбию, гордости, самолюбию, тщеславию, раболепству духу времени, мирским обычаям против совести, с нарушением заповедей Божиих, любостяжанию, чревоугодию, лакомству, объядению, пьянству.
Согрешил: божбою, ложною клятвою, нарушением клятвы, неисполнением обетов, принуждением других к божбе, клятве, неуважением к святыне и благочестию, хулению на Бога, на святых и на всякую святыню, богохульством, кощунством, призыванием Имени Божия всуе, в худых делах, желаниях, шутках и забавах.
Согрешил: непочитанием праздников и занятиями, уничижающими честь праздников, неблагоговейным стоянием в церкви, разговорами и смехом, леностью к молитве и к чтению Священного Писания, оставлением утренних и вечерних молитв, утаиванием грехов на исповеди, нестаранием о должном приготовлении к причастию Святых Тайн, неуважением к священным предметам и небрежным изображением на себе крестного знамения, несоблюдением постов по уставу Церкви, леностью к труду и недобросовестным исполнением порученных работ и дел по долгу службы, потерей многого времени напрасно, в праздности, рассеянности.
Согрешил: непочитанием родителей и начальников, неуважением старших, пастырей духовных и учителей.
Согрешил: напрасным гневом, оскорблением ближних, ненавистью, причинением вреда ближнему, враждою, злопамятством, соблазном, советом на грех, поджигательством, несохранением человека от смерти, отравлением, убийством (детей во чреве) или советом к сему.
Согрешил: плотскими грехами — блудом, прелюбодеянием, сладострастием, страстными поцелуями, нечистым осязанием, засматриванием на красивые лица с вожделением.
Согрешил: сквернословием, услаждением нечистыми мечтами, произвольным похотным раздражением, невоздержанием в посты, воскресные и праздничные дни, кровосмешением в духовном и плотском родстве, излишним щегольством с желанием нравиться и прельщать других.
Согрешил: воровством, присвоением чужой собственности, обманом, утаиванием найденной вещи, принятием чужой вещи, неуплачиванием долга по ложным причинам, препятствием в выгодах других, тунеядством, лихоимством, святотатством, несострадательностью к несчастным, немилосердием к бедным, скупостью, расточительностью, роскошью, игрой в карты, вообще беспорядочной жизнью, корыстолюбием, неверностью, несправедливостью, жестокосердием.
Согрешил: ложным доносом и свидетельством на суде, оклеветанием и очернением доброго имени ближнего и чести его, разглашением чужих грехов и слабостей Подозрительностью, сомнением в чести ближнего, осуждением, двоедушием, сплетнями, насмешками, остротами, ложью, лукавством, обманом, лицемерным обращением с другими, лестью, пресмыкательством пред высшими по должности и имеющими преимущества и власть; болтливостью и празднословием.
Не имею: прямодушия, искренности, простоты, верности, правдивости, уважительности, степенности, осторожности в словах, благоразумной молчаливости, охранения и защищения чести других.
Согрешил: худыми желаниями и помышлениями, завистью, мысленным прелюбодеянием (вожделением), корыстолюбивыми и горделивыми мыслями и желаниями, своекорыстием и плотоугодием.
Не имею: любви, воздержания, целомудрия, скромности в словах и поступках, чистоты сердца, бескорыстия, нестяжательности, щедрости, милосердия, смиренномудрия, вообще не усердно забочусь об искоренении в себе греховного расположения и об утверждении себя в добродетелях.
Согрешил: унынием, печалью, зрением, слухом, вкусом, обонянием, осязанием, похотью нечистой и всеми моими чувствами, помышлениями, словами, желаниями, делами и в прочих моих грехах, которые из-за беспамятства моего не упомянул.
Каюсь, что прогневал Господа Бога моего, искренне об этом жалею и желаю раскаяться и впредь не грешить и всевозможно удерживаться от грехов.
Со слезами молю Тебя, Господа Бога моего, помоги мне утвердиться в моем намерении жить по-христиански, а исповеданные мои грехи прости, яко Благ и Человеколюбец.
Прошу и тебя, честный отче, в присутствии которого все это я исповедал, да будешь мне свидетелем в день судный против диавола, врага и ненавистника рода человеческого, и да помолишься о мне грешном Господу Богу моему.
Прошу тебя, честный отче, как имеющего от Христа Бога власть разрешать исповедающихся и отпускать грехи их, прости меня, разреши и помолись о мне грешном.